Главная | Регистрация | Вход | RSS |
Сайт учителя русского языка и литературы Марченко Ирины Н... |
|
Функции
классного руководителя Конкретное содержание
работы классного руководителя определяется должностными инструкциями
конкретного образовательного учреждения, где он работает. Однако инструкции
любого учреждения отражают определенный набор функций, среди которых важнейшими
являются: аналитико–диагностическая; планово–прогностическая;
организационно–координирующая; контрольно–корректирующая.
Аналитико–диагностическая функция
реализуется, прежде всего, в процессе изучения индивидуальных
особенностей школьников данного класса. В процессе наблюдений, бесед,
совместной деятельности с учащимися классный руководитель постепенно выявляет
определенные личностные качества детей, особенности их мышления, восприятия,
памяти, речи и другие характеристики. В исследовании индивидуальных особенностей
классному руководителю могут помочь беседы с родителями детей,
учителями-предметниками.
Аналитико-диагностическая функция направлена так же на изучение условий и
принципов семейного воспитания детей. Классному руководителю очень
важно наладить тесную взаимосвязь с родителями учеников, что позволит ему
определить особенности семьи, в которой воспитывается ученик, и влияние этой
семьи на его развитие. Посещение семьи, беседы с родителями и ребенком позволят
реализовать данную функцию. Одним из приемов регистрации полученных данных
является «Карта семьи», которая представляет собой заполненную педагогом
анкету. В анкете могут быть включены, помимо традиционных пунктов (ФИО ребенка,
возраста, домашнего адреса, данных о родителях – возраст, образование, род
занятий): Конкретные
вопросы «карты семьи» может составить сам классный руководитель при
необходимости прибегая к помощи психолога – специалиста в диагностике. При реализации
аналитико-диагностической функции важно также выявить коллектив класса, уровень
его развития. От данного условия зависит характер и содержание работы
классного руководителя с классом. В современных условиях очень важно также
определить характер влияния окружающей среды на учащихся. Без аналитико-диагностической функции успешная реализация планово-прогностической функции кажется весьма проблематичной. Как можно делать прогнозы, составлять планы работы, если не изучил хорошо детей, с которыми предстоит работать? Планово–прогностическая
функция включает
определение целей деятельности классного руководителя в данном классе.
Среди целей может быть развитие личности ребенка, формирование классного
коллектива и т.д. Цели можно условно разделить на: образовательные (обучающие),
воспитывающие и развивающие. Определив цели, классный руководитель составляет
план своей работы, прогнозируя возможные результаты. Планы по содержанию,
структуре, форме очень разнообразны. Главное - они должны помогать
в организации воспитательной работы, быть удобными для использования, являться
рабочими, а не формальными документами. На практике составляются самые
различные планы, их можно классифицировать по разным основаниям. Исходя из охвата содержания планы могут
быть: По длительности планируемого
периода планы могут быть следующих
видов: Перечисленные виды планов
тесно взаимосвязаны: каждый последующий конкретизирует, уточняет, корректирует
предыдущий.
Организационно–координирующая функция направлена
на непосредственную организацию разнообразных форм внеурочной деятельности
школьников. На данном этапе реализуется план работы классного руководителя по
тем направлениям, которые были определены, что не исключает внесение
определенных корректив в сам план. Среди важнейших направлений: Контрольно–корректирующая функция направлена на определение результатов работы своей деятельности и учеников класса. При анализе проведенной работы классный руководитель определяет не только результаты, но и условия, которые способствовали достижению таких результатов, средства, которые были использованы, мотивы, которые были актуализированы и повлияли на процесс и результат. Важно учесть проблемы, с которыми сталкивались классный руководитель и дети в процессе работы, определить их причины, учесть нереализованный потенциал и сделать выводы на будущее, скорректировав будущие цели и планы. |
|
Copyright MyCorp © 2024 |
Бесплатный хостинг uCoz |